Российский рынок интернет-торговли
Сегодня ни одно хоть сколько-нибудь серьезное предприятие, каким бы ни был его вид деятельности - будь то
изготовление печатей или производство консервов, невозможно представить без интернет-странички, где дана полезная информация о самой компании, а также предоставлена возможность заказать товар или услугу данной фирмы. К сожалению, руководители отечественных предприятий зачастую недооценивают значение сайта для успешного маркетинга, но 2010 год дает повод изменить подобную точку зрения.
Еще во второй половине 2009 года наметилась тенденция к резкому росту объема интернет-продаж в России, начало 2010 года продолжило данный тренд, и по итогам первого квартала количество активных покупателей в рунете стало в полтора раза больше, чем в апреле прошлого года. По данным статистики, за последние несколько лет большинство российских интернет-покупателей (48%) приобретают что-либо в сети реже одного раза в месяц, но делают не менее 3-4 покупок в год. Ежемесячными покупками отмечаются 24% покупателей, чуть менее 19% занимаются онлайн-шопингом 2-3 раза в месяц, и только 3% от общего количества интернет-покупателей являются постоянными клиентами онлайн-магазинов.
Как правило, чаще всего россияне посредством интернет-сервисов приобретают книги и канцтовары (более половины всех покупок), чуть менее востребованы магазины бытовой техники и парфюмерии. Впрочем, в январе-феврале 2010 года был отмечен значительный рост продаж одежды, мебели и пищевых продуктов. Связано подобное явление, в первую очередь, с длительными новогодними и рождественскими выходными. Кроме того, сильные морозы и отвратительные дорожные условия также способствовали активизации интернет-торговли. Многие эксперты ожидали резкого падения числа продаж с приходом марта, но сокращение объема рынка было незначительным, что связано, в первую очередь, с тем, что пользователи сети привыкли получать необходимые им товары с доставкой на дом, и не намерены отказываться от подобной практики. Дополнительным стимулятором развития онлайн-торговли стало намерение Центробанка России упорядочить работу систем электронных платежей, основной целью которого является обеспечение безопасности финансовых операций в Интернете.
На сегодняшний день, пожалуй, единственной серьезной проблемой на пути развития торговли в виртуальном пространстве является нежелание отдельных руководителей выводить свою деятельность в Интернет.